Воскресенье, 19.05.2024, 00:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

методическая копилка

  Урок ИЗО в 5-м классе "Народные промыслы. Гжель"

Интегрированный урок (МХК и ИЗО)

Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.

Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.

Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.

Материалы: клей, ножницы, синяя и голубая цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, трафареты цветов и листьев, эскизы кувшинов на 1/4 ватмана.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска.

Зрительный ряд: Репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.

Изделия гжельской керамики. Работы учащихся предыдущих лет.

Музыкальный ряд: записи инструментальных мелодий. Вид урока: индивидуально-коллективная работа в группах.

Подготовительная работа: В начале каждой четверти класс делится на 3-4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые ведут записи в отдельной тетради: где составляют список группы и фиксируют, кто какой материал нашёл в течение I,II,III недель.

Поисковые группы в начале II четверти получили следующие задания: найти материал о следующих народных промыслах: группа № 1 – о Гжели; группа № 2 – о Хохломе; группа № 3 – о Жостове. Оформить сообщение, указать источник информации и автора. Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях. Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия. На II,III,IV – уроках II четверти в начале каждого урока руководители групп делают короткий отчёт о проделанной поисковой работе: кто, какую работу проделал, какой материал удалось найти и где. За неделю до урока члены группы решают кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме.

Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели. (Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле.)  

Ход урока (Класс делится на группы по 5 — 6 человек.  

Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)

Оргмомент.

Учитель. Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Сообщение темы и цели урока.

Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.

Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

(Гжель)

Верно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу по теме "Гжель". На предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, работая коллективно, используя технику коллаж.

Повторение.

Кроссворд.

- Отгадав кроссворд мы с вами повторим материал о гжельской керамике, который изучили на предыдущем уроке.

По горизонтали:

1.     Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).

2.     Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).

3.     Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)

4.     Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).

5.     Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)

6.     Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).

По вертикали:

1.     Он состоит из цветов (букет).

2.     Это цвет гжельской керамики (белый).

3.     Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).

4.     Это вид тонкой керамики (фарфор).

5.     Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)

Проверка домашнего задания.

На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковая группа № 1 о Гжели.

Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:

"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему? <Приложение1>

Физкультминутка

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

Самостоятельная практическая работа в группах по 5 — 6 человек. (под музыку)

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

Каждая группа гжельских мастеров должна создать проект росписи кувшина в технике коллаж, т.е. используя наклеивание и рисование. Эскиз кувшина перед вами. А вот как вы его распишите и какую оценку получит группа будет зависеть от вашей совместной работы.

8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов. Выберете старшего мастера, под руководством которого группа будет составлять эскиз росписи. Каждый помогает советом, но окончательное решение принимает мастер.

Итак, прошу старшего мастера каждой группы представиться, назвать свои фамилию, имя, отчество. После того как всё наклеите, подумайте, что можно нарисовать кистью, фломастером, чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой. (спирально закручивающиеся травинки, усики, сетку и т.д.) Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?

а) аккуратность.

б) красочность

в) выразительность

г) композиция

Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

Итог урока.

Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает, есть ли учащиеся, которым можно снизить оценку за пассивность.

а) Экспресс – выставка выполненных работ.

б) А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека).

Но чтобы приобрести кувшин, надо ответить на вопросы (вопросы заранее записаны на обратной стороне доски). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.

1.     Почему тебе понравился этот сосуд?

2.     Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?

3.     Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему?

4.     Чтобы ты добавил, исправил в этой работе? Выставление оценок.

а). За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают "5”. Молодцы!

б). Победитель в номинации "Самое интересное и увлекательное сообщение получает "5”.

в). Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Всем "5”.

Домашнее задание. Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.

Литература.

1.     В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987 стр.222.

2.     Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 стр. 12.

3.     Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 стр. 90

4.     Большая советская энциклопедия  




урок на тему:"Осенний пейзаж"

Цели и задачи:

• Знакомство с жанром пейзажа.

• Развитие наблюдательности, внимания, умения выбирать прекрасное в окружающей действительности.

• Развитие навыков рисования отдельных деревьев. • Вопросы перспективы, художественного образа в пейзаже.

• Развитие любви к родной природе.

• Эстетическое воспитание.

Оборудование урока: Репродукции с картин известных художников.

Детские рисунки.

Свои собственные работы.

Вода, краски, кисти, простые карандаши, гуашь белая, воск.

1 Организационный момент.

Проверить готовность детей к уроку. Что лежит слева (альбом), справа (краски, баночка).

- Дети! Посмотрите, как прекрасен зимний лес! Пред вами картина, изображающая природу.

Такая картина будет называться пейзажем! А художник, который рисует пейзаж, называется художником- пейзажистом. Повторить хором слова "пейзаж” и "пейзажист”.

И так: пейзаж - это образ конкретной природы. Пейзаж - это самостоятельный жанр в изобразительном искусстве.

Существует несколько разновидностей пейзажа.

• Городской • Сельский (деревенский)

• Былинно-сказочный

• Фабрично-заводской

• Фантастический и т.д.

Дать анализ картин известных художников.

- Посмотрите, как художник И. И. Шишкин раскрывает красоту зимнего леса! Художник не только рассказывает нам, что видел, но и показывает, как прекрасно все в природе.

Все деревья разные: одни стройные, другие кривые; одни толстые, другие тонкие. Снег лежит на сучках, на стволах.

Настроение пейзажа определяется отношением больших масс земли к небу! Белого снега нет! Снег - серый, голубой, сиреневый… Снег - темнее белого листа бумаги.

Вот какие открытия мы сделали с вами. Художник, рисуя акварелью, никогда не применяет белой краски. Роль белой краски выполняет белая бумага.

Дети! Нарисовать такой пейзаж очень трудно: нужно долго учится… Поэтому, предлагаю нарисовать пару деревьев укутанных снегом.

Давайте вместе с вами с закрытыми глазами (под музыку Свиридова "Зимняя дорога”) вспомним самые интересные места в лесу, на опушке, в карьерах…

Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года”. Представим эти места зимой вечером, утром и т. д. Компоновку пейзажа начинают с больших масс земли и неба.

Художник никогда не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.

Обратить внимание:

• Наличие горизонта.

• Небо до горизонта! Сверху - темней, к горизонту- светлей.

• Ствол дерева не доводят до низа листа.

• Ель – сине-зеленая, темная.

• Лес в дали – сиреневатый, чуть темней неба. Лес зимой таинственный, заснеженный…

На протяжении урока следить, чтобы:

1. Дети рисовали без линейки.

2. Рисовали тонкими линиями.

3. Чем ближе дерево к зрительному ряду, тем изображение его крупней и выразительнее.

4. Чтобы ребята избегали черной (открытой) краски. Показать выполнение пейзажа на листе бумаги карандашом, красками.

Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой учитель помогает ребятам, советует, подсказывает в индивидуальной форме. В конце урока подвести итог. Выставка детского рисунка.

Анализ работ. Обратить внимание на наличие линии горизонта. Все изображения предметов по мере удаления к горизонту будут меньше и меньше… это закон перспективы.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75